Родительское программирование

Здравствуйте дорогие друзья!

В настоящее время есть распространенное мнение о том, что родительское программирование – это внушение ребенку определенных убеждений, например: нужно хорошо учиться, слушаться взрослых, быть успешным, вести себя прилично и т.д. Мнение о том, что внедряя в ребенка определенные формулы мышления и поведения, можно сделать его жизнь более счастливой и избежать множества проблем в его жизни. Однако, многие родители на свое опыте знают, как ни внушай ребенку определенные «ценности», результата никакого не получается, ребенок упорно идет по пути «набивания шишек» и усугубления своих проблем… Так происходит, потому что в действительности родительское программирование является гораздо более глубокой и многосторонней проблемой, не сводящейся к воспитательным внушениям. Попробуем в этом разобраться.

Во-первых, в основе психологической программы, могут лежать сильные психологические реакции родителя на стрессовые ситуации. Например, мама в страданиях после развода, начинает говорить своему ребенку о том, что их бросили, они остались одни, что она своего ребенка никогда не оставит, будет всегда рядом, будет заботиться о ребенке и т.п. Так формируется избыточная детско-родительская связь с ребенком. С возрастом у такого ребенка могут проявляться две полярности, либо выраженная несамостоятельность, зависимость от матери, «сидение на шее», страх перед внешним миром, либо наоборот, самость, сопротивление воспитанию, делание наперекор, стремление избежать влияние матери на себя. В более худшем варианте, когда мама начинает в присутствии ребенка в сильных чувствах осуждать отца, у девочек может программироваться негативное отношение к мужчинам, страх перед тем, что их могут бросить, девочка может начать закрываться от своих чувств к мужчинам, отрицая любовь, которую она естественным образом испытывает к отцу. У мальчиков, имеющих часто отождествление с отцом, может формироваться осуждение самого себя, неуверенность, подавление своих мужских качеств, подсознательные убеждения «я плохой, недостойный». В данном случае, если позволяет возраст, основная психотерапия направляется на ребенка.

Следующим механизмом родительского психологического программирования являются психологические реакции родителя на поведение ребенка. Когда у ребенка начинают проявляться какие-либо негативные черты поведения или даже психологические симптомы, типа заикания, энкопреза и др., родители своими действиями могут закреплять эти проявления. Одни родители начинают ругать ребенка, другие – жалеть и гиперопекать, третьи -  воспитывать, внушать, давить на ребенка, четвертые – отворачиваться, игнорировать ребенка и т.д. Чувствуя к себе негативное отношение, ребенок начинает этому сопротивляться и, как следствие усугубляет свое негативное поведение. Если в ответ ребенок получает  избыточную жалость и гиперопеку, то он начинает испытывать ценность в таком поведении. В дальнейшем, видя подобное отношение к себе (когда родитель его также ругает или сильно жалеет) ребенок может в ответ воспроизводить свое негативное поведение или усиливать симптоматику болезненных психологических симптомов.  Так возникает связь и закрепление психологических стереотипов родителей и психологической симптоматики у ребенка. Проблема начинает состоять из двух частей, первая – собственно психологический симптом у ребенка (нарушение поведения), вторая – закрепление симптома в условиях стереотипного реагирования родителей. В таком случае психотерапевтической коррекции подвергается не только ребенок, но и родитель.

Третьим, самым тонким и наиболее распространенным механизмом родительского программирования является создание определенной психологической среды вокруг ребенка, сотканной из многообразия примеров поведения родителей и других людей из ближайшего окружения, их жизненных стратегий и стереотипов реагирования. Такой механизм программирования обычно вскрывается, когда родители обращаются на психотерапию с какой-либо психологической проблемой у ребенка: страхи, школьная неуспеваемость, неврозы, протесты, заикание, энурез,  тики, заикание и т.д. В данном случае психологическая проблема у ребенка, является симптомом явных или скрытых психологических проблем в его семье и другом ближайшем окружении. Например, внешне мы можем наблюдать вполне благополучную семью, в которой родители не повышают голос на ребенка,  достаточно внимательно к нему относятся, но у ребенка почему-то начинает развиваться энурез. При более детальном рассмотрении оказывается, что мама в глубине чувствует себя как «загнанная лошадь», ей не хватает внимания отца ребенка, она ощущает себя недостойной, она не может расслабиться, излить душу своему супругу. Мы также видим, что отцу ребенка, мало дела до домашних забот и воспитания, кратко пообщавшись с ребенком и женой, он тут же погружается в телевизор или интернет, у него не хватает душевных сил на моральную поддержку семьи, вследствие подсознательного ощущения собственного бессилия или отчужденности. Дети прекрасно считывают внутреннее чувственное и эмоциональное состояние родителей, считывают различные родительские невербальные признаки: плавность движений, едва уловимые выражения глаз, силу голоса, интонации и т.д. Ребенок не имеет сил, чтобы исправить ситуацию и тогда начинает реагировать различными психологическими симптомами, нарушением своего поведения, психосоматическими расстройствами (начинает часто болеть, появляются аллергии и т.д.). При этом у ребенка начинает программироваться картина мира, в которой отец должен до потери своих внутренних сил работать, затем обессиленным приходить домой и прятаться в своем виртуальном мире, а мама должна все тащить на себе, не получая никакого морального удовлетворения. Ребенок получает образец жизни в семье без любви, когда нужно бесконечно терпеть… В таких ситуациях основная психотерапия направляется на гармонизацию отношений в семье. При коррекции состояний родителей симптоматика у ребенка, как правило, исчезает или значительно ослабляется (зависит от возраста).

В реальности чаще встречаются сочетания вышеуказанных механизмов. Выслеживание и осознание механизмов программирования очень помогает родителям избегать закладывания деструктивных программ в собственных детей.

Вред может наносить также сознательное «позитивное» программирование родителями своих детей, когда они из лучших побуждений начинают внедрять в ребенка свои собственные «ценности», реализовывать через детей свои амбиции, игнорируя уникальность своего ребенка. Так работает механизм проекции родителя на ребенка. При такой ошибке ребенок может стать хорошо социально адаптированным человеком, но в жизни он будет заниматься не своим делом, во взрослой жизни будет страдать собственная жизненная реализация, не будут развиты свои уникальные способности, и такая жизнь будет приносить мало удовольствия.

Родительское программирование безусловно имеет и положительное значение в жизни ребенка. Никто не будет оспаривать пользу воспитания в ребенке трудолюбия, дисциплины, способности концентрировать внимание, соблюдения правил дорожного движения, правил воспитанного поведения в обществе и т.д. Эти программы наибольшим образом помогают ребенку в период активной социализации вплоть до подросткового и юношеского периодов жизни.

Программирование родителями своих детей имеет различную силу. Зачастую, наибольшее значение имеет третий вышеописанный механизм, когда роль программы для ребенка играет собственный пример родителей, их образ жизни, отношения, привычки, чувства, модели и жизненные стратегии поведения. Сила этого механизма программирования состоит в повседневности такого влияния. Наименьшей силой психологического программирования для детей имеет насаждение различных убеждений, не подкрепленных собственной жизнью, при этом нередко можно получить обратный эффект за счет сопротивления ребенка.

Поэтому самым лучшим способом избегания патологического программирования своих детей является гармонизация своей собственной жизни, отношений с близкими и ребенком, осознанный подход к общению с детьми, понимание того, как Ваша собственная жизнь отражается в психике ребенка.  

Желаю Вам крепкого физического и психологического здоровья!